Штрих код – это простой и эффективный способ размещения информации о товаре. Широко применяемый когда-то линейный штрихкод со временем перестал удовлетворять как производителя, так и потребителя, поскольку информация, которая может быть в нем заключена, крайне ограничена. Когда-то данная разновидность кода была придумана Джозефом Вудландом, который, по его словам, развил базовую идею азбуки Морзе. Трансформировав точки и тире, он продлил их и превратил в код с узкими и широкими вертикальными линиями, способными передавать определенную информацию.
Однако место линейных кодов вскоре заняли двухмерные 2d коды. Они обладают весомыми преимуществами по сравнению со своими "предшественниками". имеют:
- минимальный размер;
- несравнимо большее количество информации, содержащейся в коде.
DataMatrix – двухмерный код, который появился одним из первых. Он представлял собой комбинацию из черно-белых точек и блоков, расположенных по вертикали и горизонтали в определенном порядке. Основное преимущество данного кода (по сравнению, например, с более популярным сегодня QR-кодом) – это сверхмалый размер. Так, DataMatrix код легко считывается, занимая площадь всего в 2 квадратных мм. Это делает его оптимальным для маркирования сверхмалых изделий: микросхем, ампул и других изделий, которые не располагают достаточно большой площадью для нанесения опознавательной информации.
Однако при всех достоинствах DataMatrix кода гораздо большую популярность завоевал двухмерный QR-код (от англ. Quick Response- быстрый отклик). Изобретенный в Японии в 1994 году, он представляет собой аналогичную матрицу из точек, небольших квадратов и свободного пространства между ними. Важно отметить, что сами коды не несут в себе определенной информации, они являются лишь отсылкой к внешней базе данных. Именно в этом заключается их преимущество и уникальная особенность. Теперь производителю не нужно пытаться поместить на довольно ограниченное пространство упаковки или поверхности самого изделия всю нужную информацию – достаточно нанести небольшой штрих код, который при считывании переадресует пользователя на страницу сайта или целый специализированный ресурс с исчерпывающей информацией по интересующему вопросу.
При использовании 2d штрих кодов важно учитывать следующий нюанс: поскольку сами по себе они не являются информацией, а лишь отсылают к ней, использование их оправдано, если у потенциального пользователя или потребителя в распоряжении будет считывающее устройство, способное расшифровать код. Это могут быть специальные сканеры, терминалы или же программы (мобильные приложения и т.п.). Без соответствующего дешифрующего устройства код будет бесполезен и не функционален.
Сегодня 2d матричные коды широко используются во множестве сфер:
- медицине (таким кодом могут маркироваться лекарственные средства или, например, больничный лист для учета и быстрого поиска его в картотеке);
- туризме (большую популярность набирает размещение штрих кода на достопримечательностях с дальнейшим переходом на сайт, рассказывающий о них, а также – на билетах);
- маркетинге и рекламе (все чаще производители наносят коды на упаковку готовых изделий, чтобы направить покупателя на официальный сайт компании, информировать о проводимых акциях и спецпредложениях и т.п.; встречается использование кода на рекламных носителях, когда при наведении на него изображение "оживает", становится интерактивным – особенно распространены такие технологии в Европе);
- платежных системах (печать штрих кода на платежных документах для быстрого поиска и распознавания их в системе) и т.п.
Использование двухмерного кода может выполнять различные функции: облегчать транспортировку и складской учет товаров, их инвентаризацию, позволять эффективно организовать документооборот и отчетность, служить для быстрой идентификации личности. Области применения штрих кодов можно перечислять бесконечно: они прочно вошли в нашу жизнь и используются повсеместно.
Нанесение кода непосредственно на готовое изделие или его упаковку чаще всего осуществляется при помощи термотрансферной печати. Основные требования к наносимому изображению: код должен быть контрастным и четким для того, чтобы сканер или программа могли его дешифровать. Для различных видов кодов существуют свои требования к качеству (разрешению) и минимальному размеру изображения.
Помимо приведенных выше, существуют также и другие, менее распространенные разновидности 2d кодов: Maxi Code, Aztec, VeriCode, Code 49, Code 16K и др.
Если вы не определились, какой штрих код будет оптимальным для производимых товаров и при помощи какого оборудования его нанести, обратитесь за консультацией к специалистам компании "Электронные Бизнес Системы". Мы подберем наилучший вариант по стоимости и свойствам с учетом особенностей готовой продукции и ваших пожеланий.